Собака в Библии и житиях.
Образ собаки в Библии интригует. Собака только не изображалась здесь как друг человека; скорее, она считалась нечистым животным, похожим по собственной нечистоте на свинью. К животному намного чаще проявляли брезгливость, чем уважение. Но откуда взялась эта вражда к невинной собаке?
Источник: shutterstock
У наших религиозных прадедов не было сердца для лающих животных. Возможно, они взяли пример со слов, сказанных Иисусом, которые тщательно записаны в Евангелии от Матфея: «Не давайте псам того, что свято». Богобоязненные евреи, имея перед глазами божественные заповеди, часто в прямом смысле, никогда не давали хлеб собакам. Ну, практически никогда. Изредка какая-то милосердая еврейская женщина угощала животное крошками.
Собака была нечистым животным, соперничающим по собственной нечистоте со свиньей. Тогда полчища бродячих собак бродили по городским улицам и распространяли разные заболевания. Благочестивые евреи видели в фигурках собак безнравственных и безбожных людей. Поэтому в Послании святого Петра можно прочесть очень нелестное упоминание о четвероногих: «На них выполнилось то, о чем правильно говорит пословица: собака возвращается к тому, что сама выблевала, а свинья умывается до грязной лужи». В то время собаку также называли «глупой» — поведение не очень умных людей пор
Источник:
В Апокалипсисе Святого Иоанна собака, по не очень понятным причинам, не переживет спасения. Одновременно с ведьмами, мужеложниками и лжецами, словом, со всем мутным полумиром, он будет оставлен за воротами нового Иерусалима.
В то же время, собственно лающий, презираемый пес в притче о богаче и Лазаре вел себя более гуманно, чем человек. Только собаки сжалились над больным Лазарем и пришли лизать его раны (А, как все знают, собачья слюна с давних пор считалась лекарством).
Хотя в Библии собака вела действительно собачью жизнь, ее презирали и отвращали, но в намного поздних житийных историях четвероногий друг человека был реабилитирован. Животное стало спутником и защитником святого, превратившись из объекта презрения в объект уважения. В конце концов, появились сообщения про то, что собака обладает способностью вылечивать человеческие раны. Собак также стали называть странствующими проповедниками, которые исцеляли раны человеческой души.
Может быть, самым известным считается житийный рассказ о святом Рохе, который попал на небо одновременно со своим питомцем. Возможно, животное было вознаграждено небесным блаженством за помощь человеку. Ведь конкретно собака, возможно, по кличке Рошек, нашла в лесной глуши зараженного чумой святого. Благодаря этому собака, держащая в пасти хлеб, считается аксессуаром святого. Иконография изображает святого Роха нищим, одетым в лохмотья, с собакой рядом, которая либо весело бежит, либо зализывает раны собственного хозяина. По сей день святой Рох считается великим защитником домашних четвероногих.
Лающее животное также возникает в историях о святом Джоне Боско. Большая борзая по кличке Гринго (Серый), согласно агиографическим рассказам, появилась в жизни святого внезапно. Как то ночью святой понял, что за ним следит большая борзая. Когда Джон Боско подошёл к дому, животное остановилось, развернулось и ушло в известном исключительно ему направлении. С той поры спутник собаки всегда оказывался рядом со святым, когда тот шел в вечернее время по пустынным улицам. Гринго также много раз приходилось защищать собственного хозяина от опасности.
Лающее животное также было основным героем житийных историй о святых женщинах. Он сопровождал, среди других, святую Хаделогию (святую Аделу) и святую Марию Франциску. Святой Франциск Ассизский, со своей стороны, стал покровителем животных, в том числе собак. Всемирный день животных отмечается в католической церкви в день памяти святого Франциска.
ИСТОЧНИКИ: Ковальский Петр, Лексикон знаков мира. Примета, суеверие, значение , Варшава-Вроцлав 1998.